Пройдёмся по основным признакам показывающим, что Питер откопан, а не построен с нуля. Каждый из ниже названных пунктов можно тем или иным образом оспорить, но когда они представлены вместе, то на город смотришь немного под другим углом. Хотя я старалась по возможности выкладывать только факты и не делать статью бесконечной, тем не менее информации получилось очень много. И всё же перед вами по сути обзор исторических нестыковок; позже, в других статьях мы поднимем каждую из тех тем, затронутых здесь.
Содержание
- Маркизова лужа
- Наводнения
- Местные жители
- Берега древних морей
- Город Рига, столица России
- Воинственный Кронштадт
- Античность
- Город София
- Основательница города Екатерина II
- Выводы
Маркизова лужа
Санкт-Петербург находится в устье Невы и по идее должен был бы быть тем самым окном в Европу как о нём говорят. Всё ведь правильно если просто смотреть на карту: на западе у нас Балтийское море и Европа, а на востоке Ладожское озеро и выход к России. Только вот эта теория рушится если изучать местность.
Невская губа мелководна и стала доступна для больших судов только когда в середине 19 века здесь был проложен фарватер. До этого товары в Петербург доставлялись с перегрузкой в Кронштадте на плоскодонные баржи. И за это купцы 18-го века прозвали Невскую губу Маркизовой лужей. Не всё в порядке и с Невой, она в то время таила в себе опасность под названием Ивановские пороги, которые были непроходимы вверх по течению к Ладоге для парусных судов до того, как здесь не были проведены дноуглубительные работы в 80-х годах 19 века.
То есть получается Нева в прошлом почти что бесполезная река. Из дельты в Финский залив выйти можно только на лодках, связь с Ладожским озером односторонняя. Но вот предположим, что мы сейчас просто не знаем каким был уровень воды в прошлом, и уровень был выше, допустим, на 3 метра. Тогда и Маркизова лужа становится судоходной и Ивановские пороги уже не страшны и проходимы. Только вот если действительно поднять воду на эти 3 метра, то вся историческая часть города полностью скроется под водой. То есть имеем логический тупик, и я не собираюсь его сейчас как-то решать. Вот пускай официалы потрудятся что-то выдать и обосновать.
Наводнения
Если бы Петербург был просто городом стоящим в низине это было бы ещё пол беды, но ведь Питер у нас стоит в том месте которое постоянно затапливалось.
При этом Ниен, шведский город, который как признала сейчас официальная история был до Петербурга, стоял вне зоны затопления. Охтинский мыс, где был выстроена крепость Ниеншанц и вокруг которой образовался Ниен, расположен всего в 6 километрах от стрелки Васильевского острова. Когда крепость Ниеншанц была взята Пётр переименовал её в Шлотбург, но почему-то решил заложить свою крепость на Заячем острове.
Это не могло быть просто случайностью или глупостью, в конце концов первое наводнение было уже спустя 3 месяца после основания города. И всё же город строили именно в дельте, а граница города проходила по Загородному проспекту. Поэтому места, где был раньше город Ниен считались далёким загородом вплоть до конца 19-го века. Что-то опять не сходится? Но мы идём дальше.
Местные жители
Город Ниен к глубокому разочарованию всех кто интересуется им всё же не был таким крупным как его нам рисуют карты. Впечатление есть, что это вообще была деревня, так как к нашему времени ничего от него не осталось. Зато судя по старым шведским картам мы точно можем сказать, что населённых пунктов здесь было очень много. И это подтверждается; а расположены они были именно так, как будто бы река Нева была поднята на 3-5 метров выше сегодняшнего уровня.
Это предположение легко проверить: просто присмотримся к сегодняшним дорогам в районе между Финлядским железнодорожным и Володарским мостами. Как видим сегодняшние дороги странным образом повторяют рисунок берега Невы. Дома, которые стоят вдоль левого берега Невы, отчасти старые и выходят на дорогу, так что дороги на левой стороне реки как минимум 19 века. Однако Дальневосточный проспект который казалось бы проложили при советской власти тоже повторяет рисунок реки. С технической точки зрения это дело бесполезное, сильного перепада высот там нет.
И вот исследуя те самые точки на старой шведской карте можно увидеть, что в них сейчас стоят вот такие домики со световыми окнами на крыше. Световое окно – это такая пристройка на крыше, которая обеспечивает доступ света в светлое время суток. Приспособление это пришло к нам из доэлектрического прошлого и перестало использоваться уже к концу 19-го века. Ну вот, а нам говорят, что перед нами дома построенные пленными немцами после Второй мировой. Что-то тут не сходится опять.
Берега древних морей
Вдоль берегов Финского залива тянутся уступы в 20 метров высотой. С южного берега такой уступ подходит к городу в районе Автово, с восточного в районе Лесотехнической академии. Далее эти уступы визуально соединяются, образуя песчаную косу на которой сейчас стоит Лиговский проспект и район города Пески. Всё вместе это выглядит как берег некогда бывшего тут залива. Так и есть, перед нами берега древнего Литоринового моря. Поэтому логично использовать такую возвышенность в своих целях, особенно район Пески, который также не затапливается при наводнениях.
И такую возможность действительно использовали. Использовали железнодорожники когда прокладывали трассы к городским вокзалам. Использовали те, кто делали почтовые станции в прошлом и прокладывали тракты на Нарву и на Выборг, которые шли по этим уступам. Использовали строители усадьб, которые шли по южному берегу Финского залива. Только вот строители города упрямо лезли в дельту и фактически игнорировали выгодные места. Лиговский проспект в 19 веке славился своими трущобами и был задворками города.
Это опять же была не глупость какая-нибудь одного Петра I, а систематическая работа на протяжении поколений именно с дельтой Невы. Как будто мы имеем перед собой не обычный город, а священное и сакральное место которое должно было быть восстановлено любой ценой не считая трудозатрат.
Город Рига, столица России
Пётр I был великим строителем. Россия при нём воевала на двух морях: Балтике и Чёрном море. Пётр не только основал верфи для нужд флота в обоих регионах, но и заложил города и крепости. Фактически если вас интересует история любого города в Европейской части России узнайте, как обстояло дело в начале 18 века и скорее всего вы узнаете, что где-то тут либо была построена крепость, либо сам город был построен/перестроен Петром.
Меж тем сам Пётр был одержим идеей создать современный город на границах с Европой. Некоторое время его канцелярия занимала Копорье, оттуда и велось командование войсками. Но вот в 1703 году он основал Питер и решил сделать его столичным городом переместив туда весь свой чиновничий аппарат. Хотя Копорские земли находятся на возвышенности и там было бы идеально устроить верфь.
Хорошо, это было в 1703 году, а вот в 1710 уже была взята Рига, то есть город на границе с Европой, уже отстроенный с налаженной логистикой. Казалось бы почему бы не сделать Ригу если не столицей, то городом вторым по значимость в России того времени? Однако Рига осталась в тени, а вот Питер строился просто стахановскими темпами, как при Петре Первом, так и при его приемниках.
Отсюда следует простой вывод о том, что все эти рассказы об окнах в Европу всего-лишь предлог, чтобы объяснить внезапную стройку в дельте Невы.
Воинственный Кронштадт
В реальности приемлемая глубина у Финского залива начинается только у острова Кронштадт. Кстати здесь же мы встречаем и действительно актуальные военные укрепления. Если Петербург никогда не имел крепостных стен (по официальной истории), то вот Кронштадт имеет собственную крепость. Также тут стоят множество фортов использовавшихся вплоть до Второй мировой войны.
Вот только при ближайшем рассмотрении выясняются довольно интересные особенности. Кронштадтская крепость кирпичная, без гранитной облицовки с тонкими ружейными бойницами. Есть здесь и бастионы круглой формы, которые в исторической литературе называются бастеями и они использовались в 16-17 столетиях, а вот в 18 веке уже перешли на пятиугольные бастионы. Точно такую же круглую конструкцию приписывают и форту Кроншлот от которого сейчас ничего аутентичного не сохранилось.
Существует описание боя князя Потёмкина с шведскими кораблями у берегов Кронштадта происходившее в 1656 году. Потёмкин возглавлял флотилию гребных лодок и взял на абордаж несколько судов противника. На гребных лодках были пушки мелкого калибра и от них вполне спасали кирпичные стены. Памятник об этом событии установили на восточной стороне острова у кирпичной крепостной стены, там где никакой серьёзный корабль не пристанет. А крепостная стена между тем изначально строилась с бойницами под ружья и рассчитана именно против таких набегов.
Если же говорить о других фортах, то они выглядят гораздо более серьёзно, чем крепость. Одна беда, построены они были гораздо позже и самое главное их назначение непонятно, так как крупные корабли всё равно не могли пройти вглубь Невы без фарватера, который вроде бы должен был появиться только в 60-х годах 19-го века. Но даже с фарватером, количество фортов явно избыточно, и большая их часть стоит вообще с юга острова, где ничто серьёзное пройти не в состоянии.
Вот и получается, что форты не исполняют свою прямую функцию, зато Кронштадтская крепость это действительно эффективный оборонный пункт 17-го века защищённый от набегов нерегулярных армий. То есть приходим к выводу, что перед нами реально боевая крепость незаслуженно забытая сейчас, которая тут стояла явно раньше Петербурга. Однако по официальной истории эта крепость основана лишь в 1723 году. От кого же она защищала то тогда если к тому моменту уже Северная война закончилась?
Античность
Питер уникальный город именно потому, что всё средневековье провёл под водой. Этим он напоминает античный город Тимгад в Северной Африке, который нашли только в 19 веке. Вот взгляните на эти прекрасные прямые линии улиц данного образца урбанистической архитектуры. Так должны выглядеть проспекты мегаполиса с оживлённым движением, чтобы на них не было пробок.
Древние города Европы, которая видимо пережила последний катаклизм относительно без большого вреда для себя страдали от толчеи на улицах. Это было следствие кольцевой застройки городов. Всё из-за того, что в середине средневекового города была цитадель, а уже вокруг неё строили дома. Причём где-то это были каменные постройки, но большей частью это была деревянная застройка. И это одна из причин почему европейские города так горели в 19 веке.
Исторический центр Петербурга это прекрасный пример выверенности линий. Вот что у нас выходит, если мы попытаемся построить схему улиц того древнего города. Как видим сетка улиц допотопного Питера была ориентирована на храмы. Особенно интересно, что такой неприметный храм апостолов Петра и Павла на Гороховой улице стоит в центре пересечения лучей также как Адмиралтейство.
Почему так сильно были перестроены участки северо-востока этой схемы? А это то самое место, где был берег Литоринового моря, сетка улиц просто подныривает под неё на этом участке. Кроме того, эти же места обнажились из под воды первыми и соответственно застраивались в первую очередь. Застройка, кстати, в Питере очень смешанная и порой трудно определить, насколько древний тот или иной объект.
Вот, допустим, перед нами три здания. Первое 17-го века, второе допотопное, а третье 19-го века. Первое здание построено по сводчатой технологии, которая также видна в постройке Кронштадтской крепости. Третье здание не утопленное и по своему виду гораздо экономичнее первого в своей постройке, какими и были здания 19-го века. Что касается второго, то посмотрите его внимательнее и оцените насколько оно утоплено. Питер тут не исключение, такие здания есть во многих городах, но Питер страдает от наводнений и тут нельзя сказать, что просто был цокольный этаж.
Утопленное здание, это флигель Воронцовского дворца, их двое и они были построены в одно время с дворцом. Что характерно «утопали» флигели в культурном слое поразительно равномерно с самим дворцом.
Ну и на последок, нельзя упомянуть о раскопках на месте Петропавловской крепости. В ходе раскопок археологи обнаружили земляной вал на глубине 10-ти метров в то время как уровень Невы в данном месте всего 7 метров. А это верхушка вала, так что можно смело говорить, что основание крепости находится на глубине 15-ти метров под землёй. И вал этот земляной, он бы просто не простоял долго под Питерским климатом да ещё вблизи к Неве. Если предположить, что это только часть крепости и провести приблизительную реконструкцию, то выйдет у нас вот такая фигура.
Город София
Некторые исследователи предполагают, что здесь был когда-то древний город Венета известный по русским и шведским преданиям. К сожалению мы мало что знаем про Венету, зато был другой город, который незаслуженно забыли. А именно город София, который располагался на территории нынешних городов Пушкина и Павловска. Рассмотрим внимательно этот город и он откроет нам свои поразительные тайны.
Обычно как мы знаем города стремятся укрупняться, но в данном случае почему-то было всё наоборот: некогда большой город разделился на два более мелких. Плюс к тому здесь же рядом, на перепаде высот, находилось Колпино, где располагались Колпинские верфи. Верфи были организованы всё тем же Петром первым в 1711 году (напомню, уже взяли Ригу). Не спрашивайте почему здесь это было, я просто цитирую тут официальную историю.
Надо понимать, что нельзя просто прийти на место и начать раскапывать город. Где-то надо жить, причём не только крестьянам, но и чиновникам. Одно дело когда мы просто приходим и строим город на нормальном месте, а другое, когда приходится раскапывать многометровый слой ила и осушать территорию. Зимой лютый холодный ветер, в межсезонье проливные дожди, а летом мошкара. Условия жуткие.
И вот, чтобы осуществить такую неподъёмную работу нужен промежуточный населённый пункт на возвышенности. Им и стал город София. Находящийся на той же возвышенности, что и уступ Литоринового моря он был на поверхности ещё на исходе средних веков и служил отличным плацдармом для постройки города на Неве.
Город этот скорее всего тоже античный, на это косвенно указывает Софийская и Гороховые улицы, которые видимо раньше были одной прямой трассой идущей в Софию. Однако в отличие Питера это место многократно застраивалось и перестраивалось. Здесь много зданий 18 века, причём это Екатерининское время о котором мы поговорим в следующей главе.
Надеюсь теперь вам, мой дорогой читатель, становится понятно, что Петербург восстанавливали не ради какой-то мирской выгоды. Сказать истинную причину строительства северной Венеции я не решусь, но понятно, что цель должна была оправдывать такие затраты.
Основательница города Екатерина II
Ну вот мы и дошли до финальной части. Если отбросить все теории и взглянуть беспристрастно, то можно смело утверждать, что город был построен Екатериной II в 80-х годах 18-го века. Именно с этого времени наша история перестаёт быть сценической постановкой и обретает плоть и кровь. Историческим событиям после этого времени гораздо больше доверия хотя бы потому, что количество письменных источников и количество данных резко возрастает.
В это время в Питере появляются первые набережные, которые по началу были деревянные. Все Питерские постройки которые претендуют на право быть аутентичными, либо построены при Екатерине, либо перестраивались в её время. То же самое относится кстати и вообще ко всей России; и не случайно Екатерине II было установлено так много памятников. Вот список этих памятников в википедии.
А начать надо с того, что Екатерина II, а по настоящему её звали София Августа Фредерика Ангальт-Цербстская, это двоюродная сестра шведского короля Густава III, которого она ласково в переписке называла «толстяк Гу». В 1772 году Густав устроил революцию в своей стране и прекратил так называемую «эру свобод», когда в Швеции правили отдельные политические группировки. А в 1773 случилось восстание Емельяна Пугачёва, которое было скорее всего ничем иным как точно такими же процессами, только в России.
Между двумя закадычными друзьями якобы вспыхнула распря названная русско-шведской войной, было это в 1788-1790-х годах. Только вот воевали они на море и воевали у Выборга и Котки. Скорее всего мы видим тот же самый бунт «Пугачёва» только уже в гораздо меньших масштабах и в приморских городах типа Выборга. Кроме того война – это массовое рекрутирование людей на службу и вообще-то не лучшее время для строительства городов. Если только вся эта тьма народа как раз и не шла строить тот самый Питер. Людей нужно было много, а по официальной истории в Питере (правда говорят про Петровское время) как раз говорили на смеси русского, шведского и финского языков.
А ещё Екатерина поставила очень интересный памятник Петру I, названный нами Медным всадником и на нём вот такие слова:
PETRO primo
CATHARINA secunda
MDCCLXXXII
Тот перевод который нам дают историки звучит вот так:
«Петру первому от Екатерины второй 1782»
Только вот тут вставлены два слова на греческом языке. Пέτρος это камень, a καθαρή чистый. И получается более интересная фраза объясняющая кстати то, почему голову памятнику пришлось переделывать. Вот как фраза может интерпретироваться:
«Камень главный, очищенный во-второй раз, 1782 год»
или даже вот так:
«Петр был до меня, я Екатерина пришла во второй раз, 1782 год»
Вот и получается, что кем бы ни была Екатерина II, но строительницей сегодняшнего города (как и многих других городов России) была именно она. Кстати при ней же был составлен аксонометрический план города. План вызывает очень много вопросов; ощущение, что его сделали с помощью современной техники. И кроме того, что это за разрушенные домики на Васильевском острове стоящие как-то лесенкой к Неве, если в других местах дома вписывали в реку?
Выводы
Мы с вами буквально пробежались по верхам. На самом деле каждая из затронутых тем достойна отдельного рассказа. Трудно точно сказать, что конкретно произошло здесь, но вопросов действительно очень много. Чем больше изучаешь историю города, тем больше открывается неизвестных страниц этой истории. Та же официальная история не стоит на месте, она тоже очень меняется год от года.
Например 20 лет назад мы ничего не знали о городе Ниен: считалось, что Охтинские земли это бараки рабочих 19 века и производственные предприятия. И всё! Больше на Охте ничего интересного не найдёшь. Кто знает, может лет через *-ннадцать учёные-археологи вдруг спохватятся и выудят из архивов данные, что Покровский городок в городе Пушкине на самом деле это глубокая реставрация средневековой крепости 13-го века. Это просто предположение из головы, я сама так не считаю сейчас, но кто знает… Поживём – увидим.
На этом я заканчиваю беглый обзор нестыковок и противоречий в истории города на Неве. Если у вас есть желание прокомментировать статью, то это можно сделать в телеграмме вот под этим постом.